С Днем России, дорогие друзья!
Это праздник каждого жителя нашего многонационального государства, каждодневным трудом способствующего процветанию страны. Для каждого из нас Россия – это, в первую очередь, его малая родина, дорогие сердцу места, близкие люди. Эти непреходящие ценности всегда будут объединять нас, мотивировать к жизни в мире и согласии, к свершениям на благо нашей страны.
История и величие страны немыслимо без локальных историй каждого населенного пункта. А вклад нашего родного города в историю России трудно переоценить – нам есть, чем гордиться! За заслуги в развитии страны тружениками Тольятти в 1988 году городу вручен орден Трудового Красного Знамени.
Еще 70 лет назад города Тольятти не было на карте – был волжский Ставрополь, основанный в 1737 году на крутом изгибе реки, издревле называемом Самарской Лукой. В начале минувшего века уездному городу принадлежало чуть более 22 десятин земли, а население не превышало семи тысяч человек. Нынешняя площадь Тольятти более 300 квадратных километров, число жителей около 700 тысяч.
В 50-е годы ХХ века, когда на этом месте построили крупнейшую в то время Волжскую ГЕС имени В.И.Ленина («Ее не строят, а творят», - писал побывавший здесь в начале строительства писатель Даниил Гранин), в перспективный город съехались десятки тысяч людей со всего Советского Союза и сделали его значимой точкой на карте страны.
«В этом пристальном крае,
отрицатели мглы,
мы не ГЭС открываем –
открываем миры…
И сверкают, как слитки,
лица крепких ребят
белозубой улыбкой
в миллиард киловатт». (Андрей Вознесенский. «Репортаж с открытия ГЭС», 1958 год).
Вместе с ГЭС строились автомобильные и железные дороги, мосты, заводы, обеспечивающие нужды стройки.
Сейчас Жигулевская ГЭС входит в единую энергосистему страны, передавая электроэнергию в объединенные энергосистемы Центра, Урала и Средней Волги.
Весной 1953 года начался перенос города, первым перенесенным домом стал дом Василия Константиновича Старикова (1 мая 1953 года); на базе дома Стариковых создан городской музейный комплекс «Наследие». Последние дома ставропольчан «переселились» на новое место осенью 1955 года, незадолго до рождения Жигулевского моря.
Развернулось колоссальное по своим масштабам строительство жилья и инфраструктуры жилой среды. Были построены поселки Комсомольский, Портовый, Шлюзовой. В феврале 1998 года решением Тольяттинской городской думы был утвержден статус Портпоселка как историко-культурного центра. Дома по улицам Носова и Никонова в поселке Шлюзовом являются ансамблем памятника истории и культуры города. В «Реестр памятников истории и культуры города Тольятти» внесены построенные по авторским проектам дома по улицам Коммунистической, Тюленина, Матросова.
Руководитель строительства ГЭС Иван Комзин является еще и основателем
Тольяттинского политеха, на счету которого уже десятки тысяч выпускников. «На строительстве Куйбышевской ГЭС воистину открылась для меня академия», - писал он в книге «Это и есть счастье».
В 1958-1970 годы были построены ТЭЦ, Тольяттинский речной порт, градообразующие заводы ВЦМ, СК, «Фосфор» (диплом ВДНХ СССР за внедрение и освоение руднотермических печей 1965 год), «Трансформатор» (лауреат многих престижных международных премий в области качества), Куйбышевский азотно-туковый (крупнейший в стране комбинат плодородия), ТоАЗ (самое современное предприятие по производству аммиака и карбамида) и др. Созданы институты всесоюзного значения ВНИИЦЕММАШ, ВНИИНЕРУД.
В 1964 году город получил и новое имя – Тольятти.
С началом строительства Волжского автомобильного завода имя нашего города стало известно всей стране. «Не было таких темпов, как миллион рублей строительно-монтажных работ в сутки, не было таких сроков – ни здесь, ни в мире. Здесь рождались новые инженерные, творческие, организационные принципы и решения», - вспоминал В.Н.Поляков. Первенец ВАЗа – «копейка» (в 2020 году ей 50 лет!) сыграла решающую роль в автомобилизации страны. В 2000 году по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом «За рулем», ВАЗ 2101 признан «лучшим российским автомобилем столетия». А Автозаводской район в свое время являлся эталоном градостроения. В начале 1970-х годов по темпам роста населения Тольятти уступал только Братску.
Руководитель строительства ГЭС Иван Комзин стал основателем первого высшего учебного заведения в городе - Тольяттинского политеха. «На строительстве Куйбышевской ГЭС воистину открылась для меня академия», - писал он в книге «Это и есть счастье». Начиная с 1980-х годов в городе один за другим открываются новые вузы: Тольяттинское высшее военно-строительное командное училище, Поволжский технологический институт сервиса, Тольяттинская академия управления, Волжский университет имени В.Н.Татищева; на базе ТПИ и педуниверситета создан Тольяттинский государственный университет.
На фото: строится Портпоселок; строительство поселка Комсомольский, 1957 г.; Автозаводский район: слева – строится ТЦ «Русь», справа – начало строительства ДКиТ ВАЗа.
Дата :2020-06-12 [ Назад ] [ наверх ]